КАТАЛОГ ФОТО УСЛУГ

ФОТО НА ДОКУМЕНТЫ

РЕСТАВРАЦИЯ ФОТОГРАФИЙ

СЪЕМКА ТОРЖЕСТВ

ПРЕДМЕТНАЯ СЪЕМКА

ПОРТРЕТНАЯ СЪЕМКА

ЧАСТНЫЕ ФОТОСЕССИИ

АКЦИИ

- Скидка до 20% на свадебную съёмку!

- Ежевоскресные бесплатные фотосессии.

ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛЬНЕЕ  

Фотография показывает нам, как трудится безжалостное время. Георгий Александров .

 


ФОТО ЧТИВО. (Статьи, "Вытяжки", Публикации)

ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Свет в фотографии — это не только технически необходимое условие получения изображения, но и великолепное средство, помогающее фотолюбителю полнее раскрыть тему, выделить главное, выявить форму и объем предметов, создать определенное настроение и многое, многое другое.
Начинающие фотолюбители оценивают освещение лишь с количественной стороны, определяя, хватит ли его для получения нормально экспонированного снимка. Однако экспозиционная, техническая функция является лишь одной из многочисленных функций фотографического освещения.
Свет выявляет формы и фактуры снимаемых объектов, их главное расположение, пространство. Эту функцию света принято называть изобразительной.
Освещенность поверхности, блики, собственные и падающие тени являются такими же важными элементами композиции снимка, как и предметы. Тени могут уравновешивать предметы в кадре, замыкать его композицию. Соответственно с этим принято выделять композиционную функцию освещения.
Наконец, свет оказывает воздействие на эмоциональное восприятие снимка. Эмоции помогают или препятствуют правильному пониманию смысла. Поэтому принято выделять еще и смысловую функцию освещения.
Свет, воздействуя с цветом предметов, оказывает влияние на колорит снимка. Поэтому в цветной фотографии говорят о колористической функции освещения.
В природе, а значит и в фотографии, существуют два основных вида света. Один, создающий светотень на предметах, выявляющий их формы, фактуру и взаимное расположение, принято называть рисующим. Другой, подсвечивающий тени, называется заполняющим.
Рисующим светом в природе является свет солнца, заполняющим — рассеянный свет неба.
Так как эти два источника освещают и снимаемый объект, и фон, на который он проецируется, то при съемке с источниками искусственного освещения выделяют рисующий и заполняющий свет отдельно для модели и отдельно для фона. Кроме того, при съемке в павильоне применяют контровой свет, ' создающий световой контур на модели. Его источник устанавливают обычно на высоком штативе. При отсутствии рисующего света контровой свет может взять на себя его функцию.
С помощью моделирующего света создают дополнительную обработку участков модели, недостаточно обработанных рисующим светом.
Источников заполняющего и моделирующего света может быть несколько.
По характеру различают три вида освещения: направленное, рассеянное и комбинированное (рассеянно-направленное).
Направленное освещение создают прямой солнечный свет в ясный, безоблачный день, вольтова дуга, электролампа без арматуры и рефлектор с зеркальной поверхностью. Такое освещение образует на объекте съемки резко выраженные света, тени и в некоторых случаях блики. Оно освещает только поверхности объекта, обращенные к источнику света, остальные поверхности остаются в тени.
На снимке поверхности объекта имеют тона, соответствующие их цвету. Фактура воспроизводится достаточно точно. Затемненные участки получаются глубоко черными. На них тона и фактура объекта не воспроизводятся.
Направленное освещение от одного источника света вызывает чрезмерный контраст изображения. Его можно избежать, применив отражательные подсветки или несколько источников света.
Рассеянное освещение создают солнечный свет сквозь облака или туман, электролампа из молочного стекла или в рефлекторе с матированной поверхностью, светильник, перед которым установлен рассеивающий экран. Такое освещение равномерно и одинаково распределяется по всей поверхности объекта, вследствие чего на ней отсутствуют тени, блики и рефлексы. Соответствующими тонами передается только форма и цвет объекта. Из-за отсутствия теней и полутеней объект на снимке кажется почти плоским.
Комбинированное освещение — это сочетание направленного и рассеянного света. Оно обладает значительным преимуществом по сравнению с направленным и рассеянным, так как образует полутени, создающие впечатление объема объекта.
Комбинированное освещение благоприятно изменяет отношение яркостей: яркость светов убывает быстрее, чем теней, за счет рассеянного света. Таким образом, получается нормальный контраст объекта съемки.
Большую роль при съемке играет направление света. Когда источник света расположен выше объекта, мы имеем верхнее освещение: если он ниже объекта, то освещение нижнее. Источник света может занимать заднее, переднее и боковое положение по отношению к объекту.
В зависимости от угла, под каким падает свет на поверхность объекта, освещение бывает прямым, когда лучи падают на поверхность объекта под углом 45°, и косым, когда лучи падают на поверхность объекта под меньшим углом. Условия съемки при естественном освещении чрезвычайно разнообразны. Фотолюбителю приходится работать в различное время года и суток, когда главным источником света является солнце, облачное небо или даже небольшой просвет над головой. При этом необходимо учитывать, что характер освещения в течение дня непрерывно меняется в зависимости от высоты солнца над горизонтом.В течение дня наблюдаются следующие периоды освещения.
Первый период — время сумеречного освещения, когда солнце еще не поднялось над горизонтом и объекты проецируются темными силуэтами на фоне яркого неба. При перемене точки съемки на противоположные объекты получаются светлыми на темном фоне.
Далее следует период эффектного освещения, который продолжается, пока солнце не поднимется на высоту 15° над горизонтом. В это время на горизонтальных поверхностях образуются длинные тени, низкое солнце выявляет все детали поверхности. Вертикальные плоскости освещены значительно сильнее горизонтальных.
Следующий период — время нормального освещения, когда солнце находится на высоте от 15 до 60° над горизонтом. Освещение вертикальных и горизонтальных поверхностей в это время примерно одинаково. На объекте возникает выразительная светотень при достаточной подсветке теней рассеянным светом неба. Данный период особенно рекомендуется для съемки портрета и архитектуры.
После этого наступает период зенитного освещения, когда солнце поднимается выше 60° над горизонтом. Горизонтальные плоскости освещены в это время намного сильнее вертикальных. Так как уменьшается путь солнечных лучей в атмосфере, то резко падает количество рассеянного света, подсвечивающего тени объекта. Контраст освещения бывает настолько велик, что не передается на фотографии. В этих случаях необходима подсветка. Роль подсветов может выполнять морской песок, светлые скалы, белые стены домов. Съемка в этот период может быть рекомендована лишь для тех мест, где положение солнца в зените является характерным, определяющим привычный вид местности.
Особенно интересны бывают кадры, снятые вечером, когда свет от неба еще обеспечивает необходимую проработку деталей объекта но уже загорелись окна, фонари, реклама, подчеркивающие сгущающиеся сумерки.
Наибольшее количество рассеянного света наблюдается в пасмурную погоду, туман, когда освещение объекта носит ярко выраженный тональный характер, светотень отсутствует. Легкие облака, плотная дымка пропускают солнечные лучи, создающие светотень, и в то же время обеспечивают хорошую подсветку теней.
Таковы вкратце основные особенности фотографического освещения. Мастерство фотолюбителя состоит в продуманном, целенаправленном их использовании.
Остановимся подробнее на особенностях фотографирования человека при естественном освещении.
Мы фотографируем людей на улицах городов и сел, в парках и скверах, у воды и высоко в горах, на стадионах и у архитектурных памятников, где подчас условия съемки не позволяют выбрать наилучшее освещение или дождаться подходящей погоды. Поэтому каждый раз, ориентируясь на возможности освещения, необходимо найти соответствующую точку съемки и положение фотографируемого человека в окружающем его пейзаже.
При съемке на улицах и площадях городов всегда следует учитывать экранирующее действие зданий и иных архитектурных сооружений, ограничивающих подсветку теневых участков объекта съемки светом неба. Если необходимо сфотографировать человека или группу на фоне городского пейзажа (у памятника или здания), то желательно, чтобы солнечные лучи освещали лица переднебоковым светом. Нельзя размещать людей в тени зданий так, чтобы их фигуры проецировались на ярко освещенную солнцем сторону здания, улицы или площади. Освещенность фона не должна быть выше освещенности лица и фигуры человека, иначе окружающий пейзаж не проработается на снимке или человек будет выглядеть на этом фоне темным силуэтом.
При лобовом, переднебоковом и даже при боковом освещении людей можно фотографировать на фоне освещенных зданий и улиц, однако, чтобы избежать значительных контрастов, не следует использовать в качестве фона темные здания и архитектурные ансамбли.
На узких улочках при освещении солнечными лучами одной из сторон контраст светотени очень велик, поскольку подсветка неба почти полностью, отсутствует. Поэтому лучше снимать на теневой стороне улицы, особенно в местах, расположенных напротив освещенных солнцем светлых зданий. Отраженный от стен зданий солнечный свет можно также использовать в качестве подсветки. В этом случае основной светотеневой рисунок на лице фотографируемого будет образован прямыми солнечными лучами, а тени освещены отраженным от стен солнечным светом.
Существенно влияет на освещение находящегося на улице человека и листва деревьев. В летнее время кроны посаженных вдоль улиц и бульваров деревьев не только экранируют свет неба, но и разбивают солнечный свет на бесчисленное количество отдельных бликов. Так, в тени густых деревьев освещение носит характер рассеянного, ненаправленного, а в тени деревьев с редкой листвой пятна солнечного света из-за высокого контраста весьма затрудняют съемку.
Этими же особенностями отличается освещение в парках, садах и лесах. Там, где деревья стоят вплотную друг к другу и их кроны соприкасаются, подсветка светом неба отсутствует, листва деревьев рассеивает свет в очень малой степени, и контраст между освещенными и теневыми участками на лице и фигуре человека при его освещении светом солнца оказывается чрезвычайно высоким. Поэтому для съемки в солнечную погоду следует выбирать либо обширные поляны (не менее 30—50 м в диаметре), где нет деревьев с развесистой кроной, либо редколесье и лесные опушки.
Условия фотографирования в парках и лесных массивах значительно улучшаются, если солнце закрыто легкими полупрозрачными облаками или если пасмурно. И хотя освещенность под кронами деревьев сильно падает, одновременно снижается контрастность освещения, что весьма благоприятно отражается на снимках.
На открытых пространствах, в поле, у берега моря, реки и т. д. контраст солнечного освещения значительно ниже, чем в лесу, хотя летом в полуденные часы он может достичь значительных величин. Снизить контрасты полуденного освещения, особенно в случае съемки по направлению солнечных лучей, позволяет использование подсветки, возникающей в результате отражения солнечного света от светлой поверхности песчаного пляжа или воды. При боковом солнечном освещении подсветка становится менее заметной.
В заключение расскажем о чрезвычайно мягком светотональном освещении, возникающем в короткие промежутки времени перед восходом и сразу после захода солнца. Оно очень напоминает освещение при пасмурной погоде, но отличается незначительной направленностью света, поскольку небо в месте восхода (или захода) солнечного диска светлее, чем другие участки небосвода. Фотографировать в этих условиях следует весьма оперативно. В связи с невысокой освещенностью приходится использовать выдержки 1/60 или 1/30 с и полностью открывать диафрагму объектива. Следует учесть, что наше зрение не в состоянии уловить и правильно оценить степень быстро изменяющейся освещенности объекта съемки, поэтому каждый раз непосредственно перед съемкой необходимо с помощью экспонометра производить замер освещенности и вносить соответствующие коррективы в установленные значения выдержки или диафрагмы.
Это же правило относится к съемке в утренние и вечерние часы, тогда как величина освещенности, так и соотношение света неба и света солнца быстро и значительно изменяются.
Применение на съемке желтых или оранжевых светофильтров увеличивает контраст освещения, так как снижается голубая подсветка, даваемая небом. Использование голубого светофильтра для уменьшения контраста освещения нежелательно : небо на выйдет передержанным и будет выглядеть сплошным белым пятном.

П.С.Воробей