КАТАЛОГ ФОТО УСЛУГ

ФОТО НА ДОКУМЕНТЫ

РЕСТАВРАЦИЯ ФОТОГРАФИЙ

СЪЕМКА ТОРЖЕСТВ

ПРЕДМЕТНАЯ СЪЕМКА

ПОРТРЕТНАЯ СЪЕМКА

ЧАСТНЫЕ ФОТОСЕССИИ

АКЦИИ

- Скидка до 20% на свадебную съёмку!

- Ежевоскресные бесплатные фотосессии.

ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛЬНЕЕ  

Фотография - все равно что окно в страсть. Евгений Багашов

 


ФОТО ЧТИВО. (Статьи, "Вытяжки", Публикации)

ПОРТРЕТНАЯ СЪЕМКА

Основа фотопортрета — воссоздание с возможно большей глубиной и полнотой индивидуального человека. Если этого нет— нет и портрета, есть лишь крупный план портретируемого. Поэтому первоочередная задача — узнать снимаемого человека, понять и увидеть в нем личность и самое главное — суметь отразить это на снимке. К цели ведут два основных пути:
Первый — наблюдение за портретируемым и съемка в такой ситуации, когда его характер раскрывается наиболее полно. В результате получают репортажный портрет со всеми его особенностями — динамикой, средой, атмосферой события. Известно, как меняется человек, увидев направленный на него фотоаппарат. Поэтому при создании репортажного портрета наиболее приемлемыми способами съемки являются методы «скрытой» камеры и «привычной».
И все же репортажный портрет, при всех его неоспоримых достоинствах, имеет один недостаток— внешность портретируемого раскрывается не всегда глубоко.
Второй путь — постановочный портрет. В этом случае образ портретируемого стремятся раскрыть с помощью его положения, света, ракурса.
Постановочный портрет предполагает определенную режиссуру, создание обстановки непринужденного общения и установки искусственного освещения. Последнее является чрезвычайно важным моментом в создании выразительного портрета. Свет, падая на рельефы лица, создает светотеневые переходы, дающие возможность получить тот или иной световой рисунок портрета на снимке. Различным использованием осветительных приборов можно добиться самых разнообразных эффектов: светом можно подчеркнуть выпуклости лица, при глубоких тенях в его неосвещенных участках можно создать мягкий тональный рисунок. Многообразие световых построений обуславливается тем, что портретную съемку можно вести и при естественном дневном освещении, и при искусственном свете ламп накаливания, фотовспышки, и при смешанном освещении дневным солнечным светом в сочетании с подсветкой. Используя все виды освещения как по направлению световых потоков, так и по создаваемым ими освещенностям, фотолюбитель может добиться наиболее выразительного освещения лица портретируемого. Рекомендовать какие-либо постоянные схемы света для портретной съемки невозможно, так как каждое лицо требует индивидуального подхода. В одном случае лучшие результаты даст мягкое рассеянное освещение, в другом — комбинация общего, заполняющего и контрового света. При съемке портрета на натуре хорошего результата можно добиться, используя естественное солнечное освещение. Как уже говорилось выше, освещение на натуре крайне разнообразно и зависит от высоты стояния солнца, состояния неба и атмосферы. Солнечный свет может дать на фотографии самые разнообразные световые рисунки. Портреты на натуре хорошо получаются, если солнечный свет несколько смягчен легкими облаками, закрывающими солнце. Мягкое освещение получается в утренние и вечерние часы и именно этим временем следует пользоваться для портретной съемки.
В полдень и близкое к полудню время условия освещения для съемки портрета крайне неблагоприятны, так как на лице фотографируемого образуются глубокие тени от носа, надбровий, подбородка и т. д. Это контрастное, резкое освещение лица обычно приводит к его искажению на фотографии.
В натурных съемках широко применяют светоотражатели, в качестве отражающего экрана может использоваться ваться большие листы белой бумаги, картон, фанера, оклеенная алюминиевой фольгой, и т. д. При известном опыте и навыках в качестве отражающего экрана может быть использовано зеркало, однако обращение с зеркальной подсветкой должно быть крайне осторожным, так как зеркало образует на лице снимаемого яркие блики, деформирует его. Выбрав определенное положение фотографируемого по отношению к солнцу, устанавливают светоотражатели так, чтобы отражаемый ими солнечный свет падал на теневые участки лица и соответствующим образом высвечивал тени. Используя несколько отражателей и регулируя их местоположение, можно добиться прекрасного освещения.
Устанавливая светоотражатели, следует наблюдать за тем, чтобы они не попадали в поле зрения объектива, а отражаемый ими свет не засвечивал бы его поверхности.
Хорошо известно, что особая роль в портрете принадлежит окружающей героя среде. Ее принято называть фоном.
В портретной практике он бывает самым разнообразным: условным, «неизобразительным», то есть состоящим из произвольного сочетания штрихов и пятен; плоским, когда перспектива в кадре перекрыта поверхностью, в которую упирается взгляд зрителя; и глубинным, когда, например, модель располагается на первом плане, а за ней в глубину уходит перспективно выявленное пространство кадра.
В зависимости от типа среды фон может являться частью пейзажа или интерьера. А может быть композицией из предметов, призванных так или иначе охарактеризовать портретируемого.
«Удачный фон — половина дела,— говорил художник М. Нестеров, сам блестящий портретист,— ведь он должен быть органически связан с изображаемым лицом, характером, действием, фон участвует в жизни изображаемого лица».
Значит, задача фотографа — оптимально выявить связь фона с внутренним миром героя, через взаимодействие модели и фона раскрыть этот мир. В таком случае речь идет о психологическом портрете.
В снимке, представляющем собирательный тип героя, функция фона, конечно, иная. И в первую очередь призвана подчеркнуть социальную характеристику персонажа.
В портрете, который обычно называют жанровым, фон помогает обозначить состояние героя через определенную ситуацию.
Словом, функция фона меняется в зависимости от жанровой природы снимка.
Для образной характеристики модели, передачи ее состояния в качестве фона нередко используется пейзаж. Удачным снимком считается тот, где фон сюжетно связан с персонажем и по своему смыслу неотделим от него.
Личность героя легче понять и осмыслить, если в снимке взаимодействие объекта и фона получает гармоническое воплощение. Фон может звучать в унисон с чувствами, настроением персонажа, может и контрастировать с ним, но это не отменяет необходимости достигать некоего смыслового и пластического единства героя и среды.
В принципе съемку портретов можно вести почти любым объективом, но лучшие результаты получаются при применении длиннофокусных мягкорисующих объективов.
Короткофокусные объективы при съемке на близком расстоянии, что часто бывает при съемке головных портретов, дают искажение пропорций отдельных частей тела.
Преимущества длиннофокусных объективов (с фокусным расстоянием 50,85 и 135 мм) заключаются в том, что благодаря относительно небольшой глубине резкости этих объективов фон, как правило, получается на снимках мягким, а лицо фотографируемого пластичным, без излишне точной проработки деталей кожи, ее дефектов и т. п. Такие портреты требуют значительно меньшей ретуши.
Очевидно, что эти возможности длиннофокусных объективов могут быть использованы только в том случае, если съемка ведется при полных или близких к ним действующих отверстиях объективов, так как диафрагмирование увеличивает глубину резкости объектива, мягкость и пластичность оптического рисунка пропадают. Чем сильнее будет диафрагмирован объектив, тем резче прорабатываются на снимке морщины, складки и другие недостатки кожи лица.
В некоторых случаях с целью смягчения оптического рисунка изображения на объектив при съемке устанавливают специальные приспособления в виде сеток или специальных диффузных светофильтров. 
Крупные портреты, особенно при больших размерах увеличений, печатаются на матовой и полуматовой бумаге. Но лучшие результаты получаются на структурной фотобумаге. Глянцевые бумаги для печати портретов применяются крайне редко, так как они создают повышенный контраст и заметную зернистость изображения.

П.С.Воробей