КАТАЛОГ ФОТО УСЛУГ

ФОТО НА ДОКУМЕНТЫ

РЕСТАВРАЦИЯ ФОТОГРАФИЙ

СЪЕМКА ТОРЖЕСТВ

ПРЕДМЕТНАЯ СЪЕМКА

ПОРТРЕТНАЯ СЪЕМКА

ЧАСТНЫЕ ФОТОСЕССИИ

АКЦИИ

- Скидка до 20% на свадебную съёмку!

- Ежевоскресные бесплатные фотосессии.

ПОСМОТРЕТЬ ДЕТАЛЬНЕЕ  

Ничто написанное не в силах сравниться по достоверности с фото. Ролан Барт

 


ФОТО ЧТИВО. (Статьи, "Вытяжки", Публикации)

ПРИЕМЫ КОМПОЗИЦИИ
Приступая к съемке, фотолюбитель выбирает сюжет снимка и обдумывает его композицию.
Под сюжетом подразумевается содержание снимка. Композицией называют построение изображения в кадре, расположение объектов, входящих в кадр. Содержание и композиция снимка взаимосвязаны: композиция должна наиболее полно раскрывать содержание.
Найти композиционное решение для наиболее полного и выразительного раскрытия содержания снимка — одна из основных задач, возникающих перед фотографом. Из массы второстепенного необходимо выделить главное, существенное для понимания смысла фотографии, так скомпоновать тональные массы, найти такое сочетание линий в кадре, чтобы снимок на плоском листе бумаги стал живым и объемным, а все его элементы были подчинены единой цели — максимальному выявлению содержания тех мыслей и чувств, которые заложены в нем фотографом.
Выделение смыслового центра— один из основных приемов композиционного построения. Наиболее часто сюжетно-важный объект или деталь изображения располагают для этого в центре кадра или выделяют его резкостью на нерезком фоне. Если на снимке должно быть несколько предметов, то наиболее важные изображают крупнее, чем другие, используя разницу размеров для выделения сюжетноважных предметов.
Важнейшим из средств построения изображения в фотографии для выделения главного в кадре является освещение объекта съемки. С помощью света передают фактуру предметов, их объемные формы и глубину пространства. От освещения зависит тональность, которая во многом предопределяет степень эмоционального восприятия снимка. Объекты, приблизительно одинаковые по светлоте тона, мягкий световой рисунок без резких светотеневых переходов, приводят к решению снимка в светлой тональности. Сочетание объектов, резко контрастирующих между собой по светлоте тона, высокий контраст освещения, отсутствие полутоновых переходов создают темную тональность.
Выбор экспозиции также оказывает влияние на тональность снимка. Если проэкспонировать исходя из освещенности деталей изображения в светах, то они будут проработаны, будет воспроизведена их фактура, но при этом детали изображения в теневых участках пропадут, усилится общая темная тональность снимка. Если определить экспозицию по теням, то детали в светах будут лишены проработки, а в тенях они будут хорошо проработаны, станут более светлыми по тону, следовательно, значительно уменьшится разница между предметами изображения по светлоте тона, снимок станет более светлым по тональности.
Предметы окружающего мира воспринимаются в трехмерном измерении, а изображение на снимке получается в двухмерном. Таким образом, одна из главных задач при съемке заключается в воспроизведении объемных форм предметов, глубины пространства. Одно из средств создания иллюзии глубины пространства — перспектива. Различают линейную и тональную перспективы. Основная закономерность линейной перспективы заключается в том, что параллельные линии по мере удаления от точки визуального восприятия кажутся сходящимися в одной точке, а фигуры и предметы уменьшаются в размерах, грани предметов, совпадающие с направлением луча зрения, кажутся короче.
Закономерности тональной перспективы проявляются в том, что предметы, по мере удаления их от точки визуального восприятия, кажутся более светлыми по тону, чем предметы, расположенные на переднем плане, менее насыщенными по цвету, теряют четкость очертаний и кажутся более удаленными. Воздушная дымка, нечеткие очертания объектов, изменения насыщенности цветов и светлоты тона помогают создать иллюзию глубины пространства.
Кроме того, этому способствует разделение изображения в кадре на планы. Если на втором плане фотографии воспроизведена лишь часть предмета, его фрагмент, другая же часть заслонена каким-либо предметом, то изображение данного предмета воспринимается нами как более удаленное.
Фотолюбитель должен иметь ввиду, что на перспективу изображения, а следовательно, и на воспроизведение глубины пространства оказывает влияние фокусное расстояние объектива. Длиннофокусные объективы уменьшают различие в масштабе объектов переднего и заднего планов, что приводит к значительному уменьшению ощущения глубины пространства на снимке. Широкоугольные (короткофокусные) объективы способствуют созданию эффекта преувеличенной глубины пространства, усиливают стремление параллельных линий сойтись в одной точке, то есть создают изображение с ярко выраженной линейной перспективой,а следовательно, и с более выраженной иллюзией глубины пространства.
Выбор точки съемки также влияет на передачу глубины пространства. Точку съемки определяют следующие факторы: расстояние до объекта, направление, высота. По направлению оптической оси объектива относительно объекта съемки точки съемки делят на фронтальные, под углом, боковые. Фронтальные точки съемки менее выразительны, перспектива на фотографиях, снятых с этих точек, как правило, ослаблена, отчетливо подчеркнут плоскостный характер изображения. По высоте точки съемки можно подразделить на нормальные, верхние и нижние. Нормальные, слишком удаленные верхние и высокие точки съемки позволяют получать относительно привычные перспективные изображения.
Не менее выразительные возможности таит в себе прием ракурсной съемки. Как правило, это связано со съемкой с нижней или верхней точки объектов, находящихся на близком расстоянии от фотоаппарата. При этом происходит резкое сокращение линий, обнаруживается их стремление сойтись в одной точке, сокращаются масштабы изображения деталей: расположенные на более близком расстоянии от фотоаппарата воспроизводятся в преувеличенном масштабе, более отдаленные — в непропорциональном, резко уменьшенном масштабе, то есть нарушаются естественные пропорции частей объекта съемки. Однако следует помнить, что органическое сочетание ракурса с другими изобразительными средствами позволяет добиться выразительных изобразительных решений.
Выбор точки съемки во многом сопряжен с выбором момента съемки. От выбора последнего зависит степень выразительности замысла, смысловая и содержательная структура снимка.
Приемы композиционного построения кадра бесконечно многообразны, здесь не может быть схем, пригодных на все случаи жизни. Иногда задачу решает неуравновешенная композиция или, скажем, отклонение от законов перспективы. Каждый конкретный замысел требует своего композиционного решения. Мастерство фотолюбителя в том и заключается, чтобы, умело используя выразительные средства (выделение главного в кадре, освещение, линейную и тональную перспективы, сочетание резких и нерезких планов, тональных переходов, ритмических повторений деталей), создавать оригинальные композиции.
При съемке объекта фотолюбителю надо следить, чтобы детали фона не были чересчур контрастными, резкими, не создавали пестроты в кадре, ну и конечно же, чтобы в кадр не попали случайные предметы. Рецептов съемки тех или иных сюжетов не существует — все зависит от конкретных обстоятельств.

П.С.Воробей